Форум » Обо всем » О феномене марийского язычества » Ответить

О феномене марийского язычества

admin: О феномене марийского "язычества", природной вере народа мари, марийской народной религии и еще добрый десяток названий для одного и того же явления, заговорили с конца 80-х – начала 90-х годов прошлого столетия. Тогда вдруг оказалось, что в самом центре России сохранился целый народ, который фактически не только не принял ни одну из мировых религий, а сохранил что-то своё, аутентичное. Я специально акцентирую внимание на формальных и неформальных названиях корпуса религиозных представлений марийцев, потому что основным вопросом и сейчас остается, что же такое МТР? http://www.mari-el.name/img2/chumbylat2.jpg За гуманизм и дело мира! Сам факт того, что ничего на поверхности как бы и не видно, весьма показателен. Вы можете много раз приезжать в Марий Эл или в иные места компактного проживания марийцев, но вряд ли увидите хоть одну религиозную практику или обряд. Многое в марийской культуре, как и у других восточных финно-угорских народов, обращено вовнутрь человека. На религиозной жизни марийца словно висит табличка “private”. Исключение в этом смысле составляют лишь очень немногие. Часть народов России во второй половине 20 века начали "возрождать" национальные религии. Марийцы одни из немногих оказались в несколько ином положении. В марийской деревне, где тогда жило большинство марийцев в значительном объеме сохранилось всё то, что сегодня стало называться МТР. А главное, на уровне отдельных последователей народной религии она не только сохранялась, консервировалась, но продолжала развиваться. МТР сегодня – это с одной стороны масса живых локальных общинных традиций – продолжающиеся моления в весенне-летний период, где каждое моление уникально. Обычно моления производятся в священных рощах (кусото). С другой стороны в последние годы появились люди, ратующие за унификацию обрядов в рамках МТР и подчинению общей доктрине. Но, как сказала мне специалист по МТР Галина Шкалина из Марийского Государственного Университета – "Старшее поколение пока одерживает верх", то есть локальное разнообразие берет верх над унификацией. Впрочем, и здесь не всё так однозначно, как может показаться. Дело в том, что до 1830 года существовали некая общая система молений, включавшая в себя общенациональные моления марийцев на священной горе героя Чумбылата (сейчас территория Кировской области). В 1830 году гора была взорвана местными властями и с тех пор общенациональные моления прекратились. Система стала распадаться, а советское время до 1943 года марийцам и вовсе было запрещено ходить в кусото. Также, по сведениям ученых, до революции существовала и иерархия картов. Говоря о проблеме многобожия нельзя не остановиться на свидетельствах еще 19 века, в которых сторонние наблюдатели указывают, что марийцы молятся верховному богу Поро Ош Кугу Юмо (Великий Белый Бог). Уже в то время наблюдается отход классического многобожия, пантеон богов имел вид пирамиды. Шкалина выделяет несколько характерных черт МТР. Гуманитарная практика – в молениях желают добра не только себе, но и соседям, другим народам. Экологическое сознание – мир гармоничен, человек должен соответствовать ему через обряды и молитвы. Плюс, сосредоточенность на этических проблемах. Тоже является частью Вселенной. Мне удалось побывать на частной встрече верховного карта (служителя) МТР в Марий Эл Александра Таныгина с молодыми людьми. Во время встречи карт рассказывал, как он понимает содержательное наполнение МТР, а также отвечал на вопросы молодежи. По мысли Таныгина Бог – это Вселенная. Всё есть Бог, а человек – часть Бога. Похоже, перед нами некая теистическая концепция. Встречал я и пантеистические объяснения доктрины МТР. Марийский парень, переводивший мне выступление карта даже привел строчку из популярной песни как иллюстрацию: "Всё, что сейчас происходит во мне, тоже является частью Вселенной". Бог проявляется через святых, героев. Процесс формирования пантеона святых и героев продолжается и сейчас. Так, многие религиозные деятели МТР сегодня согласны между собой, что со временем статус героев, а по прошествии определенного времени, и статуса святых могут достичь отцы-основатели марийской автономии после 1917 года, а также марийцы-герои Второй Мировой войны. Одним из святых МТР является … Иисус Христос. В отношении православия МТР применило излюбленную финно-уграми технологию адаптации новаций в духовной сфере. Чужие святые и боги постепенно впитывались марийской религией, переваривались и приближались к местным реалиям. Приверженцы МТР, не признающие Христа, христианских святых и обряда крещения обычно называют себя чимари ("чистые, светлые марийцы"), а те, кто признают – "двоеверами". В классификации Таныгина МТР складывается из приверженцов: чимари, марла вера (крещеные, двоеверы – таких сегодня среди марийцев большинство), рушла вера ("русская вера", то есть православные марийцы), кугу сорта ("великая свеча" – последователи гуманистического течения МТР, всего несколько общин). Надо отметить, что последователи кугу сорта плохо контактируют с остальными, не интегрируются в марийское общество конфессионально. Таким образом, ведущие служители МТР провозглашают ее всемирной универсальной религией, где христианство является только ее частью. Интересно, что ислам не трактуется частью МТР, но никаких негативных высказываний в адрес ислама со стороны марийцев я никогда не слышал. Правда, пока карты трактуют свою веру как веру исключительно национальную, только для марийцев. Среди вопросов, заданных молодыми людьми на встрече, я хотел бы выделить одну ситуацию. Студент – мариец, учащийся в столице республике Йошкар-Оле рассказал, что в его отсутствие "поп для чего-то крестил его родителей в деревне". Он не хотел креститься и спрашивал у карта, что ему теперь делать. Ответ карта был крайне интересен. Он сказал, что оснований для беспокойства нет. Если его родители хотят верить еще и в Христа, пускай верят, он же святой. А парень может оставаться чимари, ведь, вся его семья всё равно остались приверженцами МТР. Единственное, что по мнению карта, все же не стоило делать его родителям, так это участвовать в православных обрядах. Сейчас невозможно понять, способствовало ли соседство с православным населением эволюции МТР от многобожия к теизму. К тому же в советское время на марийской земле православная традиция, исключая немногочисленное старообрядчество (в основном, федосеевского беспоповского согласия), не оказалась жизнеспособной в условиях гонений властей. Соответственно, эволюция МТР уже много лет проходит без участия православия. И лишь последние десять лет православная вера стало активно присутствовать на марийской земле. Правда, нынешний епископ Йошкаролинский и Марийский Иоанн считается весьма умеренным, хорошим политиком, не позволяющим себе в открытую выступать против традиционной религии марийцев. К тому же Патриарх Алексий II в 1993 году заявил по поводу Марий Эл, что "мы должны уважать традиции марийцев". В личных беседах со мной многие приверженцы МТР высказывали ряд претензий в адрес РПЦ. Специально заострять на этом внимание я не хочу, но могу сказать, что последователи МТР весьма критически настроены по отношению к деятельности РПЦ на территориях проживания марийцев. Мы – религия будущего! Говоря о перспективах МТР следует отметить слабые внешние адаптационные механизмы этой религии к городским условиям. МТР до сих пор остается религией деревни, родового поселения. "Чувствовать силу природы, которую получаешь через общение с ней", как сказала мне одна из активисток МТР, легче в деревне. Однако, во всякой слабости есть своя сила. Наиболее продвинутые последователи МТР заявляют, что их религия – религия будущего. Люди в развитых странах осознают важность жизни в гармонии с природой. Марийцы же знают, как это делается на практике. С начала 90-ых годов в республике и других местах компактного расселения марийцев стали возникать различные организационные структуры МТР. Некоторое время наблюдалось острое соперничество различных картов, предлагавшими разные трактовки для ряда положений МТР. И сегодня не имеется некоей общей структуры для МТР. Создание такой структуры только декларируется марийским национальным движением "Марий Ушем". МТР долго шла к официальному признанию. Уже несколько лет медленно идет процесс легитимизации общин МТР. В настоящее время уже две общины МТР прошли регистрацию как юридические лица. Так Сернурская община (Сернурский район Марий Эл) была зарегистрирована еще 26 июля 2004 года. В 2005 году ожидается регистрация третьей общины, после чего согласно законодательству будет подана заявка на общереспубликанскую регистрацию. В то же время в Башкортостане несколько общин религиозных общин чимари тоже имеют регистрацию. Конечно, в одной статье нельзя объять необъятного и все же, подводя итог, я думаю, что МТР имеет шансы состоятся как национальная религия марийцев. Александр Трифонов http://blogs.mail.ru/mail/nashkonek

Ответов - 4

Курнуж: Любое язычество хорошо тем, что оно не центрилизованно, не догматично. Мари йула этому хороший пример. До сих пор на нижегорордском севере молятся Кугу Юмо, Кукеце Юмо, Керемету, Ош Пондашу, Суртану... - и в каждой деревне вам скажут что это и есть их главный Бог. Сколько деревень - столько вариантов имён и обликов главного Бога. И обряды везде немножко отличаются... А вот в Мари Эл сегодня пытаются всех Богов "слить воедино" - Тун Поро Ош Кугу Юмо (Главный Добрый Белый Великий Бог). Можно было бы имена других Богов добавить для понта - например Кече Атя Пергя и др. (Светлый Отец Охранитель)... По моему это плохо. Еще в начале 90-х когда разговоры о марийском народе и мари йула только начинались среди картов встречались удивительные люди, обладающие разными интересными способносями. А сейчас такое ощущение что карты- политические деятели, отстаивающие марийскую национальную идею. Идею, но не традицию. По крайней мере со стороны из Нижегородской области это так выглядит. Мари йула - древняя мудрая вера Поволжских земель. Вера в Богов и духов, с которыми могли говорить не только жрецы, но и простые люди. Языческая вера которая учит жить в мире с Миром. Мы, нижегородцы - наследники народов мари и эрзя, мы живем на земле, которая помнит имена старых богов. И если мы хотим понимать эту землю - нам нужно быть внимательнее к соседям и "к тем кто рядом". Поро Юмо перегыже ош влак!

Заречный: Курнуж Научишь по марийски говорить? Жм.р., Зар.

Курнуж: Честно говоря, мне пока слабо. Мое знание горномарийского ограничивается где то 50 словами. Минимальный уровень чтобы понимать о чем речь идет в экспедициях, но для полноценного диалога маловато. А если серьезно, планирую после защиты кандидатской в Инязе на базе Кафедры истории, религии и культуры сделать Финно-угорский культурный центр и проводить факультативы горномарийского и эрзянского языков. Посмотрим что из этого получится.


Заречный: Курнуж Успехов!



полная версия страницы