Форум » Обо всем » Наши соседи марийцы и их вера. » Ответить

Наши соседи марийцы и их вера.

admin: Почему мы молимся в Священных Рощах? Потому что здесь наши молитвы и просьбы слышит Бог, которого зовут Ош Кугу Юмо. Мы приносим Ему и другим богам жертву, получая в ответ хорошее к нам расположение и осуществление всех наших пожеланий. Побывавшие здесь говорят, что после моления в Роще у них «как будто мотор завёлся в груди»! Люди начинают жить лучше не потому, что находят клад или выигрывают в лотерею, а потому, что начинают работать без устали из-за непрерывного притока жизненной энергии! Нет страха перед жизнью, когда ты знаешь, что в любой ситуации марийский Бог Ош Кугу Юмо защитит тебя! Все твои недруги – как тараканы под пятой грозного и беспощадного Великого Юмо! Для того, чтобы исповедовать марийскую веру, - не обязательно знать марийский язык. По словам Верховного карта Марийской Традиционной Религии Александра Ивановича Таныгина, «Достаточно прийти в Рощу и подумать о том, что тебя волнует, и твои мысли обязательно достигнут Тунг Ош Кугу Юмо!». Мы приехали накануне вечером, остановились в деревне Нур-Сола в доме Ивана Свечникова, сына карта Куженерского района Иона Александровича Свечникова, по древнему обычаю сходили в баню. Рано утром следующего дня Верховный карт Марийской Традиционной Религии Александр Иванович Таныгин прочитал в доме молебен по случаю предстоящего моления и мы отправились пешком в Рощу. «Первопрестольная Священная Роща «Ош Куэр» - первой величины» - так звучит ее полное название в переводе с марийского. Пятого октября две тысячи восьмого года на «Мировом» молении «Туня Кумалтыш» в Священной Роще «Ош Куэр» близ деревни Нур-Сола Куженерского района Республики Марий Эл были принесены в жертву около семисот пятидесяти гусей и уток, один жеребенок и около десятка баранов. Присутствовало примерно полторы тысячи человек. Было зажжено пять жертвенных костров, посвященных марийским богам: Тунг Ош Кугу Юмо, Мер Юмо, Мланде Ава, Шочын Ава, Курык Кугуза. Ион Александрович Свечников раньше работал парторгом (!) и в течение тридцати лет – председателем местного колхоза. И всегда молился Юмо! В свои семьдесят восемь лет удивляет необычайной бодростью духа и крепостью памяти. На молении, ни разу не сбившись, Ион Александрович прочитал по памяти получасовую молитву! На фото он стоит по левую руку от Александра Ивановича Таныгина, который с головней в руке освящает принесенный верующими хлеб. Татьяна, шестидесяти двух лет, жительница деревни Нур-Сола, постоянно посещает моления, проводимые в Священных Рощах. И каждый раз надевает черный кафтан, который, как она рассказывает, сшит ею собственноручно в восемнадцатилетнем возрасте! На молении присутствовали члены Правительства Республики Марий Эл, включая Министра сельского хозяйства, руководители предприятий и много известных людей. http://www.tonshaevo.ru

Ответов - 3

admin: Почитатели священных рощ. Марийская традиционная религия открывает себя миру. --- Около месяца назад, 5 октября, в Республике Марий Эл в священной роще Ош куэр состоялся уникальный религиозный обряд – Туня Кумалтыш, ежегодное Всемарийское моление. Туня Кумалтыш является главным обрядовым действием для тысяч приверженцев уникального для России и Европы религиозного течения – марийской традиционной религии, или Марий Юмыйула. В этом году на Всемарийское моление собрались около 2 тыс. верующих, более 70 марийских жрецов (картов) и полсотни наблюдателей из числа журналистов, туристов, представителей органов власти. В Йошкар-Оле корреспонденту «НГР» первым делом сообщили сенсационную для марийцев новость. Оказывается, 25 сентября сего года в преддверии Всемарийского моления состоялось заседание картов, на котором они решили придать роще Ош куэр статус главной, или соборной, рощи. «Ош куэр» поэтично переводится на русский как «белая береза» и представляет собой совсем небольшой пятачок ухоженного леса посреди бывших колхозных полей. Неподалеку сходятся несколько дорог, идущих из разных частей Марий Эл и сопредельных регионов. За время царского правления и советской власти, не слишком расположенных к марийской традиционной религии, роща осталась невредимой, хотя гораздо более потаенные священные места марийцев безжалостно уничтожались. Но Ош куэр уцелела. С раннего утра к роще подъезжали автомобили, из окрестных деревень и поселков пешком шли десятки людей. Почти у каждого второго в руках мешок с гусем. Всего жертвенных птиц набралось семь с половиной сотен штук. Все верующие принесли жертвенный хлеб. Под гомон гусей, вовсе не желавших становиться жертвой богам, в девять утра в роще зажгли пять костров, около которых развесили котлы для жертвенной пищи. Но главный обряд происходил не у костров. Основное моление проводилось у священного дерева – Онапу. «Онапу» в переводе с марийского означает «господин», в роли этого дерева чаще всего выступает липа или дуб. В этом году было пять Онапу, по которым, согласно верованиям мари, молитвы быстрее доходят до Неба. У каждого священного дерева – специальный помост для даров и табличка, где сообщается, какому божеству оно посвящено. Традиционно много народа собирается у костра женского божества Шочын Ава, которая отвечает за деторождение. Первую половину дня верующие приносят гусей и выпечку жрецам, а те читают молитвы. Тут же птица приносится в жертву. Смысл жертвы, по словам жреца Вячеслава Мамаева, «в том, что душа птицы отправляется на небеса, затем соединяется с кусочками жертвенной пищи – часть из них сжигают на костре, а птица в полном обличье предстает пред божеством». Кстати, в марийской традиционной религии уже более 100 лет существуют и последователи вегетарианства – «Кугу Сорта» («Великая свеча»). Его сторонники не приносят в жертву животных, в качестве жертвы богам они зажигают свечу. Во второй половине дня происходит общее моление – жрецы зычно читают молитвы перед каждым Онапу, а сзади них полукругом на коленях стоит народ. Считается, что в эти моменты жрецы играют роль «впереди стоящих», посредников между сакральным и профанным мирами. Интересно, что в мирской жизни марийский жрец обязан все время работать. Богоугодными делами мыслятся пчеловодство и коневодство. И только во время моления жрец обретает особый статус в глазах народа. После моления корреспонденту «НГР» довелось поговорить с марийскими учеными-этнографами. По их мнению, марийская традиционная религия со времен Средневековья испытывала влияние православного христианства и ислама, впитала в себя множество локальных духовных традиций. Сейчас религию марийцев нельзя назвать язычеством в строгом смысле этого слова, поскольку все жрецы соглашаются с универсальным характером и верховным статусом бога Туня Юмо (второе его имя – Ош Поро Кугу Юмо, дословно – «великий добрый белый бог»). Туня Юмо вмещает в себя всю Вселенную, управляет остальными богами и поддерживает извечный порядок вещей на Земле и на Небесах. Конфликтов с христианами и любыми другими представителями мировых религий здесь тоже нет. Иисус Христос давно считается святым в марийской традиционной религии. Он равен по статусу главному марийскому святому Курык Кугызе («Старец горы»). «Курык Кугыза – выходец из людей, святой, – поясняет Вячеслав Мамаев. – Через него люди связаны с Вышними Богами. Он предохраняет молящегося ему человека от порчи, недобрых помыслов, дурного глаза. Мы считаем Иисуса Христа равным Курык Кугызе. Чтобы поддерживать мир на Земле, Христос и Курык Кугыза постоянно держат связь друг с другом. Так же как христианским народам был дан Христос, марийцам был дан Курык Кугыза». В последние годы усиливается универсализм марийской религии. Если в 90-е годы прошлого столетия жрецы и общественные деятели видели в ней больше «национальную веру» марийцев, то сегодня, по словам Верховного жреца Александра Таныгина, «Бог один для всех – это Ош Поро Кугу Юмо. Молиться в роще может как мари, так и русский, татарин, человек любой национальности». Характерно и то, что таблички над воротами рощи в этом году впервые содержали надписи на двух языках – марийском и русском. Чисто марийским остался только язык богослужения. Москва – Йошкар-Ола – Ош куэр – Москва Александр Трифонов. Независимая газета http://www.tonshaevo.ru/

Курнуж: "В последние годы усиливается универсализм марийской религии." Вот и плохо. Прии всем моем уважении к Таньгину он идет по пути православной церкви, превращает традиционную веру в некий спектакль, фарс. Мари йула (марийская вера) всё равно не будет восприниматься "цивилизованным миром" как полноценная религия, а попытки сблизить традиционные верования (языческие) с европейским монотеизмом приведут к тому что из обрядов уйдет магия, а карты (жрецы) потеряют связь с Юмо (богом) и оза (духами). Что кстати и происходит. Сейцас в Мари Эл многие люди отворачивавются от своей веры и пополняют ряды католиков и православных. Доигрались в национализм! Если карты будут в первую очередь проводниками в мир богов, шаманами, а не политическими деятелями - боги будут слышать нас и на земле будет мир. Керемет онеш! Этого всем желаю. (В переводе с северо-марийского наречия - "Идите к керемети, идите к Богу"!).

Лада: Добрый вечер, прочитала про марийцев и хочу поделиться своими "наблюдениями" по жизни. Я не марийка и никогда не была в их рощах, но меня родители, в частности отец, приучили ходить в лес. Хожу очень часто и раньше и сейчас (сына приучаю к жизни язычника), так вот в лесу гуляю и думаю о проблемах, думаю о радостях и т.д. и энергией заряжаюсь на долгое время и все у меня получается, прекрасное настроение по жизни. Да, наверное, многие заметили, что побывав в лесу, усталось приятная, и даже трудно засыпается, какое-то радостное возбуждение. Если у вас чтот-то подобное бывает - вы близки к природе, она вам помощница, пользуйтесь этим качеством и ходите почаще в лес, по большому счету не важно, березовая роща, сосновый бор, дубовая роща, смешанный лес - Лес это наше счастье (не больше не меньше), вот такие "наблюдения" у меня, всего всем хорошего, с уважением Лада.




полная версия страницы