Форум » Кудесничество и волшба » ИНИЦИАЦИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН » Ответить

ИНИЦИАЦИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Ярослав: Этнографическое обозрение. 1993. № 4. ИНИЦИАЦИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН (попытка реконструкции) В. Г. Балушок Материал взят с сайта http://boyaring.narod.ru/ Инициационные обряды - и первобытности, и позднейших эпох - давно уже являются объектом исследования этнографов. Формы этих обрядов и значение их отдельных компонентов изучались главным образом на примере внеевропейских культур. В меньшей степени в поле зрения ученых оказывались инициационные ритуалы европейских народов древности [1]. Обращались исследователи, как отечественные так и зарубежные, и к древнеславянским инициациям [2], но проблема их реконструкции пока еще далека от решения. В статье предпринята попытка реконструкции древнеславянских юношеских инициаций архаической эпохи [3]. Источниками при этом служат: 1) данные этнографии, в том числе о поздних инициациях у славянских народов, сохранившие реликты древних ритуалов, и 2) фольклорные материалы, в частности волшебные сказки, отразившие древние инициации (так называемые "инициационные" сказки) [4], легенды, эпические произведения. Известно, что в древности инициации индоевропейских народов, в том числе и славян, включали ритуальное перерождение инициируемых в волков. Это нашло отражение в фольклоре, где оборотничество связано с древним мифом, из которого этот мотив перешел в легенды, былины и сказки "без существенных изменений" [5]. Так, в древнерусском эпосе, который представлен в "Слове о полку Игореве" и в былине о Волхе Всеславьевиче, присутствует древнеславянский миф об оборотне, сопряженный с культом волка и обрядами инициаций. Этот миф позднее был отнесен к конкретным историческим лицам, таким, как Всеслав Полоцкий на Руси и сербский князь Вук Гругрович [6]. В широко распространенных среди славянских народов легендах об оборотнях [7] не только отражены инициационные ритуалы, но, как показывают исследования, содержатся и определенные сведения о них [8]. Привлекаются также сравнительные данные по инициационным обрядам других индоевропейских народов. Всякая инициация, как известно, структурно делится на три фазы: 1) выделение индивида из коллектива; 2) пограничный период; 3) реинкорпорация в коллектив [9]. На первой фазе инициации юношей доставляли на место, где они должны были проходить посвятительные ритуалы. Это событие на материалах восточнославянских волшебных сказок подробно рассмотрел В. Я. Пропп [10]. Он определяет, что лагерь, где совершается посвящение, находится в лесу. Легенды об оборотнях тоже, как правило, местом, где живут превращенные в волков, называют лес, реже поле [11]. Проведение инициации за пределами своей территории, особенно в лесу, является характерной чертой этого обряда у многих народов. Инициация, как известно, предполагает определенную мифологическую интерпретацию пространства, в частности, выход за пределы своей территории приравнивался к смерти, а нахождение в таком священном лесу воспринималось как пребывание на "том" свете [1]2. Отсюда большая роль, которая отводилась в восточнославянской инициации божествам потустороннего мира. Отражением одного из таких божеств в сказке является Яга. По мнению немецкой исследовательницы Р. Бекер, специально изучавшей данный вопрос, образ Яги восходит к древнеславянской языческой богине Мокоши. Среди ее функций были определение судьбы человека и владычество над миром мертвых [13]. В реальной жизни молодых людей по прибытии в лагерь инициации встречали, по-видимому, жрицы этой богини. В большинстве "инициационных" сказок Яга (иногда ведьма) выступает одним из главных действующих лиц, проводящих инициацию. В легендах об оборотнях-вовкулаках превращение людей в волков очень часто, если не в большинстве случаев, осуществляют тоже женские персонажи - ведьма, колдунья и т. п. [14]. Это позволяет интерпретировать сказочную Ягу (ведьму) и как жрицу Мокоши в обряде инициации [15]. Но женщины-жрицы проводили только начальный этап инициации, в частности встречали инициируемых в лесу. В дальнейшем их роль переходит к жрецам-мужчинам, так же как и роль женской богини - к мужскому божеству (см. ниже). В лесном лагере посвящаемые переживали ритуальную смерть. Это главная черта второй, так называемой лиминальной (от лат. limen - порог) фазы инициаци [16]. Из материалов восточнославянских сказок видно, что имело место не просто символическое умерщвление инициируемого, но и проглатывание чудовищем [17]. Для лиминальной фазы были характерны также физические испытания посвящаемых - нанесение им болезненных ударов, ран, голодание, всяческое их унижение. Жалкое состояние инициируемых отражалось в их внешнем виде и одежде. Об этом свидетельствует анализ не только сказочного материала, но и позднейших этнографических данных. Так, во время инициаций в молодежных объединениях украинцев, поляков, чехов, словаков, существовавших вплоть до рубежа XIX-XX вв., молодых парней подвергали всяческому осмеянию и издевательству. Их били, брили деревянной бритвой, причиняя боль, поднимали вверх за волосы, заставляли залезать на столб и кукарекать, "плава

Ответов - 7

Эллана: Эххх, этнография!

Поиск: Первую часть честно прочла, вторую чуть позже. Верите ли вы в инициацию? Попалась однажды информация о знании славян энергетических потоков. Якобы они практиковали что-то вроде медитации, пуская энергию человека в обратную сторону. Таким образом стараясь превратиться в животное. Также что делать с большим количеством сказок, где добрый молодец ударялся три раза о землю и превращался в животное, нечто подобное упоминается в Велесовой книге о викингах(если кто в неё верит конечно). Я считаю, что доля правды во всем этом есть... Предки знали природу, почитали , и она помогала им. Мы сейчас в большинстве своем стараемся её использовать, ничего не давая взамен.

Матвеич: Есть в инете книжка "Путь к волхву" автор Валентин Гнатюк, тот что написал Велесову книгу. Прочтите, в её второй части, написанной Олегом Мамаевым найдёте любопытную информацию.


Рафн: Я еще читал что древние славяне задолго до индейцев научились кайфовать и ловить нирвану без всяких наркотиков. Инициироваться же лучше всего в глистов, чтобы попасть в кишечних врага и сожрать его изнутри. Именно так древние славяне по некоторым данным расправлялись с вражискими главарями.

Лада: Родноверы, а как вы относитесь к передаче недвижимости к церкви, что у нас в Н.Новгороде. Как я помню историю у церкви до революции ничего своего не было, а было от государства в аренде, почему об этом забыли. Еще 17 их заявлений будут удовлетворены! Ужас!!! С уважением Лада.

Заречный: Это про здание консерватории? Плохо, очень плохо. Губер явно поддержит попов: ЗАО РПЦ сейчас стало чем-то средним, между идеологическим отделом ЦК КПСС и сетевой бизнес-корпорацией.

Лада: Да и о этом здании тоже. Хорошо, голосование провели в "Кстати", 67% против, чтобы возвращать - есть здравомыслящие в городе люди, может и отстоим хоть что-нибудь.....С уважением Лада.



полная версия страницы