Форум » Кудесничество и волшба » Врачевание в древней руси » Ответить

Врачевание в древней руси

Ярослав: Врачевание в древней Руси - Языческое врачевание. - Лечцы и знахари. - Травники и лечебники. - Традиции общественной гигиены. - Монастырская медицина.   Древних русичей мучили различные недуги: "корчи" и "корчения" (тик, хорея), "прикорчения" (антилозы и контрактуры), "трясновения", "падучая немощь" (эпилепсия), "кичание долу" (дрожательный паралич), "бешенство", "исступление ума" (различные формы психозов), "каркыня" (рак), "прокажение" (проказа), "дно" (все виды внутренних заболеваний, конкретнее - желчекаменная и почечная колики), "сухотная" (чахотка), "трясьце" (малярия), "вдуша" (астма), "усовь" (плеврит), "огневица" (тиф), "воспа" (натуральная и ветряная оспа, корь, скарлатина), "водный труд" (водянка), "камчюга" (артриты, подагра, каменная болезнь), "свербежь" (чесотка)... Летописи изобилуют четкими клиническими описаниями болезней, поражавших князей. Так, Владимир Святославич Святой страдал "очима" (заболеванием глаз). Святослав Ярославич Черниговский в 1076 году умер от злокачественной опухоли на шее - лимфосаркомы или лимфогранулемы. Всеслав Полоцкий имел врожденную мозговую грыжу, из-за чего всю жизнь носил повязку-бандаж. Владимир Василькович Волынский в 1288 году после страшных мучений скончался от злокачественного образования на подбородке. Согласно летописи, "нача еому гнити исподная оуоустна первого лета мало, на другое и на третье болма нача гнити. И еще же емоу не вельми болноу, но ходяшь и ездяшеть на коне... Исходящоу же четвертомоу летоу, и наставши зиме, и нача болми немочи, и опада емоу все мясо с бороды и зоуби исподнии выгниша вси и челюсть бородная перегни". В возносимых Богу молитвах князь стонал: "...не могоу терпети". "Леже потомь вонъ не вылазя, но болми нача изнемогати, и опада емоу мясо все с бороды и кость бородная перегнила бяшет и быс видити гортань. И не вокоуша по семь недель ничегоже развее одиное воды и то же по скоудоу" В 1092 году на русские земли обрушилась первая в их истории эпидемия. Тогда за три месяца от Филиппова дня до мясопуста было продано 7 тысяч гробов. Мор 1230-1232 годов на Смоленской земле унес 32 тысячи жизней. Однако средневековые люди не понимали истинных причин немощей и объясняли их происками дьявола. Они представляли болезни в образе злых сил, посланных демонами, чтобы наказать грешников. Во время мора 1092 года в Полоцке в полночь слышались стоны, и горожанам чудилось, что "рыщуть беси по оулици" и поражают того, кто "вылезаще из хоромины". Затем бесы стали являться днем верхом на лошадях, но самих их не видели, лишь замечали копыта коней. По волости поползли слухи, "яко навье (души умерших предков. - И. М.) бьють Полочаны". Бытовало мнение о внезапно появлявшихся болезнях-женщинах. Холеру представляли в виде старухи со злобным лицом. В легких, свободно развевавшихся по ветру одеждах налетали от семи до двенадцати дев-лихорадок: трясея; приносящая внутренний жар огнея; знобея; давящая на ребра, лишающая аппетита и вызывающая рвоту гнетея; причиняющая хрипоту и харканье грудея; ломящая голову и закладывающая уши глухея; ломея; пускающая по телу отеки пухнея; желтея; корчея; не позволяющая больному сомкнуть глаза глядея и, наконец, старейшая сестра мертвящая невея(2). За помощью обращались к народным врачевателям - ведунам, знахарям, зелейникам. Народные приемы лечения, с одной стороны, предполагали веру в заговоры, "наузы" (узлы и амулеты), жертвенные и очистительные обряды, с другой - основывались на применении лекарственных средств, рукодействии, назначении банных процедур. Заговоры - языческие обращения к злыдням с требованьями оставить больного и скрыться в глубинах мироздания - возникли в глубокой древности. Передаваемые из уст в уста, из поколения в поколение некоторые из них сохранили первоначальный смысл. Серединой XIV века датируется заговор против плеврита, очевидно, использовавшийся и в более ранние времена: "Есть море золото, на золоте море золото древо, на золоте древе золоты птицы - носы и ногти железные, дерут - волочат от раба божия (усови) на мхи - на болота. Есть море золото, на золоте море бел камень, на беле камени сидит красная девица с палицею железною, тепет, обороняет, отлучает от раба божия усови на мхи - на болота. Есть море золото, на золоте море золот корабль, на золоте корабле едет святый Николай, отворяет морскую глубину, поднимает железные врата, а залучает от раба божия усови аду в челюсти". Значение этого поэтического заклятия раскрыто известным исследователем фольклора А. Афанасьевым, который объяснял: "Злой дух болезни прогоняется во мхи-болота и в ад. Море - поэтическое название неба; эпитет "золотой", данный этому морю, означает: светлый, озаренный лучами солнца. Дерево и корабль - метафоры тучи, бел камень - метафора солнца. На дереве - туче сидят золотые птицы с железными когтями и клювами, т. е. молнии, острыми стрелами которых и разится нечистая сила болезни; подобно тому на солнцевом камне восседает красная девица Зоря, богиня весенних гроз и плодородия, и гонит демона железною палицею; а на корабле облаке плывет Николай угодник, заменяющий собой Перуна: он отворяет морскую глубину (= дождевые тучи) и низвергает демона в челюсти ада. Итак, изгнание болезни совершается при содействии громовника; как обновитель природы, победоносный враг зимы-смерти и творец весенней жизни, он исцеляет и все недуги". Другие заговоры со временем настолько исказились, что представляли собой набор непонятных фраз. Однако произносимая шепотом, неоднократно повторявшаяся магическая формула заклинания оказывала сильное гипнотическое впечатление на пациента, вселяла в него надежду на выздоровление(3). Древние русичи искренне верили в спасительную силу амулетов - заговоренных оберегов. Их носили на шее, груди, пальцах и запястьях рук, у сердца, привешивали к поясу, который тоже считался защитным средством. Изготавливали обереги из различных материалов: меди, бронзы, драгоценных металлов, кости, камня, дерева в форме ложечек - символов сытости и благосостояния; ключиков - знаков богатства и сохранности; гребешков, предохранявших от болезней и паразитов; уточек и коньков, обеспечивавших благополучие семьи; челюстей, клыков и когтей хищников, отпугивавших зло; миниатюрных ножей и топориков, уничтожавших бесов. Особым видом амулетов, "излечивавших" различные болезни, были "змеевики" - нагрудные литые медальоны с надписями и изображениями двенадцатиголовых змей, давших название изделию. Они стоили дорого, так как делались индивидуально. Но древнерусские больные не жалели денег на них. В целях защиты от внезапно налетавших злыдней русичи предусмотрительно покрывали солнечными и громовыми "добрыми" знаками жилище, на вершине кровли вырезали конскую голову, а у дверей вешали подкову. Орнаментировались все проемы, через которые могла проникнуть нечисть: ворота, окна, застрехи, щипец крыши, мебель, особенно колыбель, опечек и утварь внутри дома. Те же знаки-обереги вышивали на одежде, прежде всего, у горловины, на плечах, приполке, по подолу и низу рукавов. Весь богато декорированный костюм древнерусской женщины, сверкавший и звеневший от многочисленных украшений, символизировал, что она и ее семья в состоянии противостоять козням дьявола(4). Простуду, радикулит, остеохандроз лечили в бане, здесь же рожали детей. Народные врачеватели собирали и предписывали употреблять лекарственные растения. Из натуральных продуктов использовали печеный лук, мед, квашеное тесто, сырую печень трески, желчь животных, сало, молоко и кисломолочные напитки, вино, пиво. Лекарства давали в виде соков, микстур, мазей, примочек и пластырей. Некоторые растения наделялись волшебными свойствами. В ночь на Ивана Купалу искали цветы папоротника, которые якобы приносили богатство и мудрость. Существовало поверье, что прострел (сон-трава) охраняет дом от злых духов, а разрыв-трава позволяет узникам ломать оковы, а ворам - отпирать замки. Привораживать любимых зелейники советовали при помощи растений кукоос, одолен и обратим(5). Знахари, способные изгнать болезнь, пользовались большим уважением в народе. В "Изборнике Святослава" 1073 года сказано: "Егда бо ти детищь болить, то ты чародеиць иштеши"(6). Христианская церковь вела ожесточенную борьбу с народными врачевателями. Уже в церковном Уставе князя Владимира "ведьство" и "зелейничьство" названы среди самых тяжелых преступлений. Статья 37 Устава Ярослава (первая половина XI века) предписывает: "Аще жена будеть чародеиница или наузница, или волъява или зелеиниця, или мужь, доличив, казнити ю, а не лишиться, митрополиту 6 гривен". Ефремовская кормчая XI века и Устюжская кормчая XIII века приравнивают волхва, обавника и наузницу в преднамеренно совершающим преступление отравителям и требуют: "отравник моучим боудеть..." и умрет. Но, несмотря на жесточайшие санкции, кудесники не прекращали своей деятельности. В первой половине XII века, согласно Уставу князя Всеволода, церковному суду подлежали "потворы, и чародеяния, вълхвование, ведъство, зелейницьтво". Священнослужители одобряли больных, обращавшихся к монастырским и княжеским отечественным и приезжим врачам, практика которых контролировалась церковью. Уже Устав князя Владимира (конец X века) упоминает "лечица", подчиненного церковному суду. Монахи, как умели, помогали больным полезными советами и целительными зельями, однако представления братии о причинах немощей и методах их лечения немногим отличались от "медицинских" взглядов язычников-наузников. Церковь объясняла болезни божьим наказанием за прежние прегрешения и требовала не лечить их, а терпеть. В анонимном "Словесвятого Иоанна Златоуста о лечащихся в болезни волхованием и наоузами" сказано: "Если ты впадешь в лютый недуг, и многие приидут к тебе, понуждая обратиться: одни - к чародеям, другие к волхвам, то ты (не ходи, а) на Бога уповай и терпи: эти страдания приносят тебе венец и избавление от мук вечных. Лежа в болезни, следует благодарить Бога. Поэтому мы и христианами зовемся, чтобы повиноваться Христу и не ходить к врагам божиим волхвам. Волхвы и чародеи - то враги божии; лучше нам умереть, чем пойти к врагам божиим. Какая польза целить тело, а душу губить? Или какое приобретение - здесь принять малое утешение, а там (на том свете - И. М.) быть посланными с бесами в вечный огонь?" Взявшись за исцеление больного, монахи руководствовались учением Тертуллиана (II-III вв.) и блаженного Августина (IV-V вв.) о лечении культовыми средствами: молитвами, "святой" водой, приложениями к "чудотворным" иконам и мощам святых. Примеры подобных процедур содержит Киево-Печерский Патерик. Основатель монастыря Антоний "больныа исцеляша отъ своеа яди", но внушал им, что причина их выздоровления - молитва. Его ученик Агапит и пресвитер Дамиан поступали аналогичным образом. Зная секрет сильнодействующего препарата, Агапит излечивал даже обреченных на смерь, но подчеркивал, что "здравъ бываше больный молитвою его". Дамиан "специализировался" на детских недугах. Он применял различные масла, но внимание верующих акцентировал на одновременно возносимых обращениях к Богу. В особо тяжелых случаях братия Киево-Печерского монастыря применяла своеобразную "штосс-терапию". После смерти князя-чернеца Святополка-Святоши монахи объявили его "исцелителем" от всех недугов. На тяжелобольных надевали его власяницу. По особому распоряжению игумена, знатных русичей возлагали на гроб святого Феодосия. Эти меры, как утверждали иноки, способствовали немедленному выздоровлению пациентов(7). Были в древнерусском обществе и образованные светские врачи. В XI веке в Киеве практиковал Петр Суринян, "арменинъ родомъ и верою, хитръ бе врачеванию". Он умел поставить диагноз по внешнему виду и пульсу больного. С успехом пользовала больных Евпраксия Мстиславна внучка Владимира Мономаха, известная в народе под именем Добродеи. В 1122 году она вышла замуж за византийского императора Алексея Комнина и стала императрицей Зоей. Ну чужбине Зоя-Добродея продолжала овладевать медицинскими знаниями: читала Гиппократа, Ибн-Сина и др. Теоретические и практические сведения она изложила в руководстве по врачеванию "Алимма" ("Мази"), которое сегодня хранится во Флорентийской библиотеке Лоренцо Медичи. Знатоком античной медицинской литературы была жившая в XIII веке черниговская княжна Ефросинья: ей "бо ведущи книги Асклиповы и Галиновы"(8). Обращаясь к врачам, древние русичи не проводили четкого различия между язычниками-кудесниками, "профессиональными" и монастырскими лекарями. Главное, что требовалось от врача - и об этом писал Владимир Мономах в "Поручении детям" - это умение распознать и вылечить болезнь(9). Древнерусские "лечцы" учились "волшебству" врачевания долгие годы, запоминая народные советы, читая отечественную и переводную литературу. В сочинениях митрополита Илариона, новгородского епископа Луки Жидяты, летописца Нестора, Кирилла Туровского, Владимира Мономаха, Даниила Заточника содержались данные о симптомах болезней, суждения о врачевании: о кровопускании, прижигании, очистке ран и проч. Специальные сведения можно было почерпнуть из "Изборника Святослава" 1073 и 1076 годов. Основу его составили греческие книги, переведенные в X веке на болгарский язык, а затем переписанные и дополненные древнерусскими книжниками. Здесь есть записи об астрологии, лекарственной ботанике, минералогии, гигиенические советы, рекомендации о диетах, медицинские сведения. В "Изборнике" указаны названия и даны описания наиболее распространенных на Руси болезней, особенно психических, предпринята попытка уяснить их причины, поставлен вопрос о целях и задачах врачевания. С XI века русским читателям был известен "Физиолог" - переведенный с греческого языка сборник материалов о животном и растительном мире, о минералах. Большой популярностью на Руси XI-XIII веках пользовались сочинения Теофраста, ученика Аристотеля, которого почитали как "отца ботаники": он много времени посвятил изучению лекарственных растений и препаратов. В XII-XIII веках был переведен греко-византийский сборник изречение "Пчелы", содержавший высказывания античных и византийских медиков и философов (Демокрита, Пифагора, Сократа, Аристотеля, Эпикура, Диогена, Теофраста, Плутарха, Диодора Сицилийского и др.). Для того, чтобы сохранить крепкое здоровье, "Пчелы" рекомендовали не скрывать немощь от врача, а пресекать ее в зародыше; много трудиться и вести умеренный образ жизни(10). Древнерусские "лечцы" добились значительных успехов в практической деятельности. В их среде уже заметна "специализация". Одни из них применяли "фитотерапию", другие совершенствовались в "железной хытрости" - хирургии, причем последние подразделялись на "специалистов" в "едъне" (прижиганиях тела, кровопусканиях) и мастеров по "резанию". При помощи ножа делались достаточно сложные операции на различных участках тела, в том числе и черепно-мозговые; пытались удалять злокачественные опухоли. Была разработана техника хирургических перевязок ("привузов"), помощь роженицам, ортопедия, массаж. В Киеве и Переяславле Южном при монастырях возникли приюты для нищих, нездоровых иноков и прихожан. В Киево-Печерской обители существовал даже "изолятор" для психически неуравновешенных людей. Когда сюда доставили крайне возбужденного пациента, чернец Лаврентий предупредил его: "Мы хощемъ въ печере затворити тя". Пройдя "курс лечения" в пещере, бесноватый, по свидетельству Киево-Печерского Патерика, "исцеле и добре нача смыслити"(11). Важное значение для поддержания здоровья имели качественная пища, личная гигиена и противоэпидемические мероприятия. Древние русичи употребляли в пищу богатые витаминами и белками экологически чистые продукты. В рационе преобладали мучные и крупяные блюда из ржи, пшеницы, ячменя, овса, проса: хлеб, называвшийся "жито", и каши. Кашами, впрочем, называли не только крупяные изделия, но вообще все блюда из измельченных продуктов. Немаловажное место в питании русичей занимали продукты, собранные в лесу: грибы, ягоды, орехи. В меньшей степени в домонгольской Руси употребляли мясную и молочную пищу. В значительных количествах добывали богатую фосфором рыбу: севрюгу, осетра, лосося, стерлядь, щуку, леща. Мясо и рыбу варили, жарили, солили, коптили и вялили. Кроме отечественных продуктов в пищу шли заморские деликатесы - овощи, фрукты, оливковое масло, вино, горчица. К примеру, в Гнездовском могильнике около Смоленска обнаружена византийская амфора X века, в которой привезли горчичный порошок, о чем свидетельствует надпись на сосуде: "гороухща"(12). Древнейшей культурно-бытовой традицией русского народа была забота о гигиене тела и чистоте белья. Утром обязательно умывались и чистили зубы. Перед едой и после работы мыли руки, еженедельно посещали баню. В одной из новгородских берестяных грамот начала XII века в описи женского имущества, возможно, приданного, упомянуто "шьсть гоубиць" - небольших банных или туалетных губок. С XI века на Руси было известно мыло, как местного производства, так и привозное, немецкое и французское(13). Различными способами русичи пытались препятствовать распространению эпидемий. Арабский путешественник Ибн-Фадлан (921-922 гг.) так описывал обычаи славян: "Если кто-либо из них заболел, то они разобьют для него палатку в стороне от себя, оставят его в ней, положат вместе с ним некоторое количество хлеба и воды и не приближаются к нему и не говорят с ним... если он выздоровеет и встанет, то возвратиться к ним, а если он умрет, то они его сожгут". На необходимость изоляции заразных больных указывалось также в "Изборнике Святослава" 1073 и 1076 годов. По окончании боя обязательно обходили ратное поле, собирали трупы, которые захоранивали. Византийский историк X века Лев Диакон сообщает, что после одного из сражений Святослава с византийцами у Доростола, "когда наступила ночь и засиял полный круг луны, скифы (русичи - И. М.) вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин". В некоторых случаях защитные меры являлись стихийной реакцией на быстро распространявшийся мор. В 1092 году, заметив, что "аще кто вылезаще ис хоромины... абье оуязвенъ бяше невидмо от бесовъ и с того оумираху", напуганные люди "не смеяху излазити ис хоромъ". Готовя умерших к процедуре захоронения, предполагавшей большое скопление народа, трупы обмывали, обрабатывали антисептическими средствами, заворачивали в саван, узкие полосы холста или бересту. Очистительную функцию имел погребальный костер язычников(14). Несмотря на то, что древние русичи не могли научно объяснить причины болезней, а потому целью врачевания считали изгнание из организма злых духов, знания, приобретенные в практической медицинской деятельности, помогали им бороться с недугами и наслаждаться жизнью. Для сжигания умерших и для жертвенных приношений в древности у славян существовали определенные места - алтари под открытым небом в виде треугольника, квадрата или круга, которые именовались "крада" (сравним с санскритским "священная жертва в честь мертвых"); крадой назывался также и горящий жертвенный костер. "Крады и требища идольские",- писал Нестор-летописец. Было и божество, охранявшее алтарь, оно так и называлось - Крада (Кродо). Изображения змей - змейки - украшали древние сосуды с водой. Змеи из Перуновой свиты символизировали также и "тучи небесные, грозовые", мощный разгул стихии. Змеи эти многоглавые: одну голову отсечешь - другая вырастает и пускает языки огненные (молнии). Змей-Горыныч - сын горы небесной (тучи). Змеи эти похищают красавиц (луну, звезды и даже солнце). Змей может быстро превращаться в юношу и девушку. Это связано с омолаживанием природы после дождя, после каждой зимы. Змеи - хранители кладов несметных, трав целебных, живой и мертвой воды. Отсюда - змея как символ врачевания (отсюда: Донор, Асклепий, Панацея). Являясь одной из древнейших областей общественной практики, медицина прошла долгий путь развития, накапливала и обобщала практический опыт, аккумулируя и используя достижения естественнонаучной и общественной мысли. Каждый этап развития медицины ознаменован новыми приобретениями в сфере теоретических представлений, клинических наблюдений, практических навыков или расширения арсенала средств диагностики, предупреждения и лечения болезней. В Древней Руси врачеванием занимались знахари и волхвы. Древнейшие письменные источники свидетельствуют о наличии своеобразной спецификации лекарей - профессионалов, эмпирически усвоивших определенные приемы лечения: «кровопусков» (в Древнем Новгороде они образовали объединения наподобие ремесленного цеха). С принятием христианства появился новый тип лекаря - лекарь-монах. Имелись также светские лекари, обслуживающие княжеские дружины и лекари-ремесленники. Растения в мифах, ритуалах, обычаях Глядя в прошлое, обнажите головы; Глядя в будущее, засучите рукава. Б. Шоу На Руси, как и у других народов, целебные свойства растений известны были с глубокой древности. Языческое мировоззрение, господствовавшее в Древней Руси, придавало лечению характер сверхъестественный, ремесло врачевания окружалось таинственностью и травам приписывались магические свойства. Так сложились мифы, сказания о лекарственных растениях, их использование в обрядовых ритуалах и обычаях. Но в легендах, сложенных нашими мудрыми предками, всегда кроется большой смысл. Береза Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан, И ее золотистые косы И холщовый ее сарафан. С.Есенин Родовое название Betula происходит от латинского слова beatus – осчастливленный и связано, по-видимому, с состоянием человека, когда он весной попьет живительного березового сока. Из древних летописей известно, что в те времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева-березы. Ученые предполагают, что происхождение майских обрядов с почитанием первого распустившегося дерева связано с развитием земледелия. Эти обряды имели магический смысл: земледелец как бы брал плодородную силу у первого распустившегося дерева и передавал ее засеянным полям. Береза воспринималась как существо живое, могущественное, способное исполнять желания. Тесно увязан образ березы в народных приметах с сельским хозяйством Из березы течет много сока – к дождливому лету. Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперед - мокрое. Когда береза станет распускаться - сей овес. Бесчисленные пословицы, поговорки, загадки, связанные с березой: Березовицы (березового сока) на грош, а лесу на руб. изведешь Береза ума дает (о розгах) Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. Бузина (бузовник, бузник, пищальник, цевочник) Заросли, заросли бузины, Тонкие запахи знойного лета Точно густые соцветья зимы Замерли северной гостьи приветом А. Бузни. Бузина издавна популярна в Европе. Считалось, что она не только исцеляет, но и способствует продлению жизни и дает возможности заглянуть в будущее, поэтому почиталось как священное дерево. Существует такая легенда. Однажды князь во время охоты отстал от свиты и заблудился в лесу. Через некоторое время в глубине леса он заметил хижину. Подойдя к ней, он увидел глубокого старца, который сидел возле двери и горько плакал. Князь спросил, почему он плачет. Старик сквозь слезы ответил, что его больно побил отец за то, что он, перенося дедушку на другое место, нечаянно уронил его. Князь удивился, вошел в хижину и увидел там двух еще более древних старцев. Пораженный, он стал расспрашивать хозяев, как им удалось достигнуть столь преклонного возраста. Старцы объяснили, что всю жизнь они питались хлебом, сыром и молоком, а еще постоянно употребляли в пищу ягоды бузины, которым и приписывают свое долголетие. Валериана лекарственная (маук, кошачий корень, земляной ладан) На берегах тенистых горных рек Среди кустов, в лесах и по болотам Не часто можно встретить твой побег, Цветки с чуть розоватой поволокой. Загадочно пьянящая для котов И человеку ты всегда желанна, Для ослабленья стрессовых оков Прекрасная трава валериана А. Бузни. Название "валериана" предположительно произошло от латинского слова valere" быть здоровым "- и связано с лекарственным действием растения. Русское название "маун", "кошачий корень" – растение получило за способности возбуждающе действовать на кошек, либо приводить их в "ласкательное" состояние. Об успокаивающем действии валерианы на нервную систему человека было известно еще врачам Древней Греции. Диоскорид считал валериану средством, способным управлять мыслями. Плиний Старший называл ее нардом галльским и относил к средствам, возбуждающим мысль, Авиценна – к средствам, укрепляющим мозг. В средние века о ней отзывались как о лекарстве, несущем благодушие, согласие и спокойствие, кроме того, валериана почиталась в качестве одного из самых популярных ароматических средств. Отсюда еще одно название –лесной ладан. В России это одно из самых известных лекарственных растений, ему приписывались волшебные свойства, о чем рассказывает следующее предание. Как-то святой Пантелей-целитель пошел с сумой в лес собирать лекарственные травы. Ночь была очень темной, не светила ни одна звезда. Вышел он на лесную опушку и вдруг среди кустов увидел множество светло-розовых мерцающих огоньков, которые "тонкими струйками" выходили из земли. Эти струйки, поднимаясь над землей, образовывали облачка в форме розового цветка. Так как огоньки шли из земли, Пантелей стал раскапывать корни диковинного растения и к удивлению обнаружил, что чем больше он их копает, тем лучше себя чувствовал. Когда он набрал полную суму этих волшебных корешков, душа его наполнилась радостью и весельем. Проходя по селам, Пантелей давал больным людям эти корни и говорил: " Будь здоровым". И люди от тех корешков обретали сердечный покой, бодрость и прилив жизненных сил. Зверобой продырявленный (зверобой обыкновенный, перфорированный, Ивановская трава, Иванова кровь, кровавник, семибратная кровь, хворобой.) Как из муки не испечешь хлеба, Так без зверобоя не вылечишь человека. Народная поговорка. В старину зверобой считался волшебным растением. В сельской местности, набивая детям матрацы, к соломе обязательно добавляли богородскую траву, чтобы ребенку снились сладкие сны, и зверобой, чтобы запах этого растения ограждал ребенка от испуга во сне. А взрослые парни и девушки гадали на стеблях зверобоя. Скрутят его в руках и смотрят, какой сок появился: если красный, значит, любит, если бесцветный – не любит. Старики считали, что зверобой отгоняет злых духов, болезни и предохраняет человека от нападения диких зверей. Зверобой считался лекарственным растением еще в Древней Греции и Риме. О нем писали Гиппократ, Диоскорид и Плиний Старший. В народе его называют травой от 99 болезней и практически не было сбора, в который не включали бы зверобой в качестве основного или вспомогательного лекарственного средства.

Ответов - 6

Ярослав: Монастырская медицина. Вместе с христианством, пришедшим на Русь из Византийской империи более 1000 лет назад, мы унаследовали высокие духовно-нравственные ценности, в том числе сострадание, и служение ближнему. Христианство приняло дело врачевания под свое непосредственное покровительство. Церковный устав Св. Владимира, бывшего при жизни Великим князем, объявил больницы церковными учреждениями, а “лечцов” (врачей) - людьми церковными, подведомственными епископу. Именно Устав князя Владимира (996 г.) стал основной для устройства благотворительных и медицинских учреждений в России вплоть до ХVIII века. Устав князя Владимира опирался на правила и законы Православной греческой церкви, “Правила поместного Собора” (347 г.): “Епископы должны суть помогать сиротам и вдовицам; вдовицы и нищие, и пришельцы странны и от церкви да питаются, и всякое угодие да приемляют”. Эти же мысли мы прослеживаем и в знаменитом документе Владимира, в нем же определялась десятина, которая шла на содержание монастырей и церквей, богаделен, больниц, странноприимных домов. Десятину составляли налоги: от ссудных дел, от торговли, от урожая и т.д. В период княжения Ярослава расцвела древнерусская монастырская медицина. Князь Владимир открывает, по примеру своей бабушки - княгини Ольги, ряд богаделен и странноприимных домов в Киеве. В честь своего бракосочетания с сестрой византийского императора Анной он сооружает там же церковь во имя Пресвятой Богородицы, ставшую приютом для всех страждущих. Владимир повелел при этой церкви из своей казны кормить убогих, странных, сирот и вдовиц. Как рассказывается в летописи, после победы над печенегами князь “повелел всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питие и ядение”... “Яко немощные и больные не могут долезти двора моего. И повелел пристроити кола (телеги) и всклад хлеба, и мясо, и рыбы, и овощи разноличные, и мед в бочках, а в других квас возить по городу, вопрошающе: где больные и нищие, и немогущие ходить? И тем раздалху на потребу...” Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 г., остался верен традициям своего отца. Как говорит предание, Ярослав был “якоже и отец его христолюбив и нищелюбив”. Одним из первых благотворительных деяний Ярослава было основание на личные средства сиротского училища, в котором содержались и учились 300 воспитанников. Забота о сиротах составляла основу его государственной деятельности. В благодарность история назвала его Мудрым. В период княжения Ярослава расцвела древнерусская монастырская медицина. Знаменитый исследователь русской культуры митрополит Серафим Чичагов писал: “Первые семена медицинских познаний внесены были в Россию из Греции с принятием христианской религии, и первыми распространителями медицины у нас были монахи, преимущественно с Афонской горы”. Из Византии в монастыри, вероятно, попадали многие лечебники и произведения античной медицины. Так, в библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря среди книг, написанных Св. Кириллом, находится труд, в котором объяснялись многие естественные явления, явно заимствованные из сочинений древнеримского врача Галена. “Стало быть,– отмечает исследователь, – Кириллу не чужды были сочинения древних о законах естества, и он пользовался ими в дебрях севера для того, чтобы разгонять предрассудки народные и объяснять явления природы естественным образом”. Большую роль в истории медицины (монастырской) сыграл Киево-Печерский монастырь (ХI век), который для того времени был своего рода первым университетом. Иноки Печерского монастыря пришли с Афинской горы, где при монастыре Св. Афонасием была устроена “больница больных ради”, и принесли с собой врачебные знания. Печерский Патерик доносит до нас сведения о нескольких подвижниках Печерского монастыря, прославившихся своим врачебным искусством. У Серафима Чичагова мы встречаем такие имена: “На скрижалях отечественной истории значатся имена таких подвижников, которые славились даром исцеления и врачевания больных, как, например, Антоний Преподобный, Домиан, Агапит Печерский, Пимен Постник и др.”. Антоний - этот “пречудный врач”, как именует его монастырская хроника, - лично ухаживал за больными, которых он лечил, давал им “вкушать” исцелявшее их “зелье”. Служением ближнему преподобный Антоний снискал горячую любовь как у простых людей, так и у князей. После излечения у Антония Великий князь киевский Изяслав подарил обители гору над пещерами, а “игумен же и братия заложила церковь велику и монастырь... И оттоле нача зваться Печерский монастырь...” - отмечает летопись. Прозванный современниками “врачом безмездным”, Агапит лечил и монастырскую братию, и мирян, которые обращались к нему за помощью. При врачевании Агапит применял отвары из различных трав и кореньев. Когда в Чернигове заболел князь Владимир Мономах, к нему созвали всех известных врачей-иностранцев, живших в Русском государстве, но болезнь усиливалась. Тогда обратились в Печерский монастырь к преподобному Агапиту. Тот послал князю лечебный отвар. В скором времени Владимир Мономах совершенно поправился. Желая вознаградить исцелителя, князь направил щедрые дары иноку, но тот раздал их нищим. Может быть поэтому призрение страждущих и больных было одной из главных обязанностей великого князя Владимира Мономаха. Древние предания сохранили для потомков его основную заповедь: “Странние и нищие накормляли и напояли, аки мати дети своя”. И своим детям он завещал: “Избавите обидимаго, защитите сироту, оправдайте вдовицу”. Дети князя строго соблюдали наказ отца. Больницы открывались и при других монастырях. Так, Никоновская летопись свидетельствует, что в ХI веке (1091 г.) митрополит Ефрем поставил в Переяславле строение “банное”, устроил больницы, где врачи подавали “всем приходящим безвоздмездно врачевание”. А князь Черниговский Николай Давыдович (ХII век) построил в Киеве больничный монастырь. При князе постоянно находился врач Петр Сирянин, чье имя в истории древнерусской медицины занимает одно из ведущих мест. Его бескорыстная помощь всем страждущим являлась примером для подражания многим поколениям врачей. Внук Владимира Мономаха Великий князь Ростислав Мстиславович после смерти своего дяди Великого князя Вячеслава Владимировича (1154 г.) все его имущество и казну раздал монастырям, церквям, бедным, вдовам и странникам. А его сын - князь Роман Ростиславович всю жизнь занимался благотворительностью, отдал всю свою казну, не оставив себе даже на погребение. Хоронили князя на народные пожертвования. За один день была собрана такая сумма, которая превосходила доход князя за целый год. Главным образом представители монастырской медицины осуществляли медицинскую деятельность в России до XVI века. Так, в “Домострое” - литературном памятнике времен Ивана Грозного, представляющим собой сборник правил жизни, полностью отсутствует светская медицина. Вся глава, посвященная тому, “како врачеватися”, полностью основана на христианско-монастырских воззрениях в медицине. “Аще Бог пошлет на кого болезнь или какую скорбь, ино врачеватися Божию Милостию, да слезами, да молитвами, да постом, да милостынею к нищим, да истинным покаянием”. Ни один монастырь на Руси не строился без "госпитальных палат". Когда в монастыри поступали античные и ранние средневековые медицинские рукописи, на славянский язык их переводили монахи. Написанные на пергаменте, эти книги дошли до наших дней. Во многих монастырях обучали медицине по греческим и византийским рукописям. В процессе перевода монахи дополняли тексты своими знаниями, основанными на опыте русского народного врачевания. Одной из самых популярных книг ХI века был “Изборник Святослава” (переписанный дважды – в 1073 и 1076 гг.), в котором содержались медико-гигиенические сведения. “Изборник Святослава” - энциклопедия Древней Руси. Монастырская медицина, как мы уже отмечали, была организатором первых на Руси больниц. Ранние сведения о монастырских больницах относятся к ХI веку. Они были открыты при монастырях в Переяславле на Днепре, Киево-Печерской лавре, позднее - в Новгороде, Смоленске, Львове. Ни один монастырь на Руси не строился без “госпитальных палат”. Монастырские больницы превращались в госпитали во время военных действий, осадах городов, в карантинные больницы - при эпидемиях. Однако монастырская медицина на Руси не была все-таки монополистом. Существовала и светская, мирская, наука. Светские лекари, по всей видимости, были тоже из Византии - “очага” медицинских знаний. Там уже в V веке издавались самостоятельные медицинские сборники. Многие врачи, выходцы из Византии, пользовались большой популярностью: Феофил Нонн, Симеон Сыч и др. В посольстве Св. Владимира Святого находился врач Иоанн Смер. “Русская правда”, что весьма знаменательно, отмечает права “лечцов” требовать плату за свою работу. Существование светских врачей в ХII веке уже не подлежит сомнению, так как подтверждается документальными источниками. Так, при падении боярина Василия, как свидетельствует летопись, князь Георгий Симеонович лично явился к нему в сопровождении “врачев... хотя врачевати его”. История сохранила нам имя Петра Сириянина, врача черниговского князя Николая Давыдовича. Трудно сейчас говорить достаточно доказательно об отношениях монастырской медицины и светской. Но факты свидетельствуют: несмотря на отдельные случаи антагонизма, это все-таки была единая система медицинских знаний и медицинской помощи. Она была объединена единой христианской религией, единым идеалом - служением ближнему.

Ярослав: Вот для начала.

Милана: Ярослав пишет: Во время мора 1092 года в Полоцке в полночь слышались стоны, и горожанам чудилось, что "рыщуть беси по оулици" и поражают того, кто "вылезаще из хоромины". Затем бесы стали являться днем верхом на лошадях, но самих их не видели, лишь замечали копыта коней. По волости поползли слухи, "яко навье (души умерших предков. - И. М.) бьють Полочаны". Основной угрозой здоровью и жизни в древней Руси были эпидемии. Люди не понимали природы этого явления, поэтому о карантине и тем более о вакцинации речи не шло. Эпидемии приходили неожиданно и грозили вымиранием городам и даже государствам. Вот тут и помогало магическое понимание болезни (ее воспринимали как напр. навьих всадников и т.п.). Таким образом люди боялись выйти из дома, чтоб не попасться этим всадникам и обеспечивали себе изоляцию, что при эпидемии крайне важно. Ярослав пишет: Другие заговоры со временем настолько исказились, что представляли собой набор непонятных фраз. Однако произносимая шепотом, неоднократно повторявшаяся магическая формула заклинания оказывала сильное гипнотическое впечатление на пациента, вселяла в него надежду на выздоровление(3). Элемент плацебо , конечно, здесь присутствовал и играл немалую роль, но при заговоре шепотом идет вибрационное воздействие на тонкий план (вот почему слова в заговоре менять нельзя и те кто составляет соврем. заговоры (новоделы) хорошо знают эту методику). И поэтому же бабки в деревнях у которых не хватает передних зубов заговорами не лечат. Ярослав пишет: Древние русичи искренне верили в спасительную силу амулетов - заговоренных оберегов. Их носили на шее, груди, пальцах и запястьях рук, у сердца, привешивали к поясу, который тоже считался защитным средством. Изготавливали обереги из различных материалов: меди, бронзы, драгоценных металлов, кости, камня, дерева А сейчас на этом построено (частично) метод исцеления Рейки. Заряжают энергией особенно камни (та информация, кот. была получена камнем хранится в нем веками).Ярослав пишет: Некоторые растения наделялись волшебными свойствами Все растения обладают волшебными свойствами. Любой травник знает, что чем больше трав входит в сбор, тем меньше у каждой травы остается отрицательных качеств и возрастают положительные качества (чем не чудо и не объяснимо с точки зрения химии). Ну а то, что все растения оказывают влияние на тонких план - это очевидно. Существует взаимодействие трав и планет: напр. травы Сатурна облад. одними качествами, Юпитера- другими. А самым эффективным способом лечения являлись так называемые переклады, т.е. перекладывали недуг с одного человека на другого (обяз. условие чтоб пол совпадал и желательно на того, кто моложе). Такой способ лечения практикуется бабками и по сей день. Так что аккуратнее надо к ним обращаться, а то вдруг по полу и возрасту подойдете. А то, что все бабки добрые и бескорыстные - это миф.


Милана: Ярослав пишет: Монахи, как умели, помогали больным полезными советами и целительными зельями, однако представления братии о причинах немощей и методах их лечения немногим отличались от "медицинских" взглядов язычников-наузников От "медицинских" в кавычках! Много этот автор понимает (особенно в наузах). Наши предки обладали сверхъестественными способностями (это мы их считаем сверхъестественными, а на самом деле они естественные). Это не я шизанутая на этом деле, это я имею представление о медицине вообще и о российской в частности. В Европе уже признали, что от одних медикаментов толка не много, там достаточно пройти курсы (или изначально обладать достаточным багажом знаний) и сдать необходимые тесты по анатомии человека и своих способностей (травник, энергет и т.д. вобщем то, что у нас пренебрежительно зовется нетрадиционной медициной, на самом деле она и есть традиционная). И там не надо метаться между врачом и бабкой. Вражда между офиц. медициной и нетрадиц. идет похлеще, чем между родноверами и христианами, разница только в том, что там вопрос решается просто: надо просто их объединить. Как мне видится лечение: залог излечения любого заболевания- это ранняя диагностика, т.е. диагностика ауры (жулить (смотреть) человека, как говорят бабки), по ней видно где начинаются проблемы, далее диагностика на совр. оборудовании тех органов, что вызвали подозрение при диагностике ауры (кстати, вы знаете, что почти во многих платных мед. центрах врач, направивший пациента на диагностику органа, получает с этого 30%, а если и лечить будут в этом учреждении... (про "Садко" вообще молчу), поэтому Диагност. центр (ну не посюсюкаются там с вами)), после этого по ситуации (конечно, если необходима операция или антибиотики(но это уже не при ранней диаг-ке), то вопросов нет). Опять же травы, продающиеся в аптеках в основном обработаны антибиотиками, причем тетрациклинового ряда. Вобщем, больная тема.

Манефа: В Европе уже признали, что от одних медикаментов толка не много, там достаточно пройти курсы (или изначально обладать достаточным багажом знаний) Источник? жулить ... человека Это верное название для процесса.

Рафн: Сейчас с медициной и здоровьем населения просто беда. Нужно запретить официальную и монастырскую медицину и начать снова лечить травами и заговорами. Этих медицинских неучей и убийц в белых халатах должны снова заменить ведуны, знахари, зелейники, тогда славяне снова станут сильными и здоровыми как раньше, а не хроническими больными, начиная с детсадовского и школьного возраста.



полная версия страницы