Форум » Историческая реконструкция. Рукоделие. Ремесла. » Реконструкция для начинающих » Ответить

Реконструкция для начинающих

Эллана: Прежде чем начать реконструировать костюм нужно определиться с легендой, т.е. вы-брать a. Век (временной разброс 50-100л) b. Социальный статус c. Регион Далее можете начинать свои поиски, отталкиваясь от того, что вы выбрали. Не бойтесь спрашивать, ведь лучше, если на ваши ошибки укажут до того, как вы сошьете весь костюм. Не бойтесь спорить, ведь в споре рождается истина. И главное не забывайте делиться интересной информацией с другими. И так, начнем… Ткани Ткани в Древней Руси могли быть абсолютно разными. От тонких и дорогих, привозив-шихся из зарубежных стран (как правило, восточных), так и изготавливающиеся в домаш-них условиях. Все зависело от социального статуса и дохода человека. Но и у горожан и у крестьян можно было встретить в качестве украшений одежды небольшие куски шелко-вых тканей, зачастую с местной вышивкой. Большинство населения Древней Руси носило одежду и обувь из материалов, произво-дившихся в хозяйстве каждой семьи. К рассматриваемому нами периоду преобладали тка-ни из: Шерсти Льна Шелка С XV известны хлопчатобумажные ткани. Так же использовались комбинированные ткани (шерсть/лен). Для изготовления верхней одежды знать, как правило, использовала шкуры диких животных - так как охота на них - привилегия феодалов. Иное городское и сельское население шило зимнюю одежду из шкур домашних живот-ных, например, овчины. Широко использовалась пряжа. Из нее иглой вязались носки, варежки, стельки. Обувь, различные сумочки, кошельки, ножны изготавливались из кожи. Так же широко использовался войлок для изготовления головных уборов. По способу плетения ткани различались на: Полотняные Саржевые По цвету, ткань могла быть разнообразной: натуральные цвета (белый, коричневый, чёр-ный), красный, зелёный, жёлтый, чёрный, а также могла быть клетчатой, полосатой или с набивным рисунком. Обычная небеленая грубая ткань была только у очень бедных слоев населения и использовалась для пошива рабочей одежды. Праздничная (или наиболее ис-следованная погребальная) одежда шилась из крашенных тканей. И последнее, при пошиве одежды нужно отталкиваться от того, что ширина ткани не пре-вышала 50см. Швы О видах швов мы можем судить из нескольких источников: 1. Платье из Изяславля начала XIII в: на рукав была пришита кайма швом «вперед иг-лой», а затем обратным ходом, юбка была собрана в мельчайшую сборку, для чего прошита сверху четырьмя параллельными швами «назад иглой». 2. Фрагменты платья, найденного в слоях Торопца, сожженного во второй половине XIII в: детали платья, сшиты «запошивочным швом». 3. Фрагменты одежды из Суздаля XII: Самый большой кусок сшит из трех полотнищ. Сшиты полотнища «запошивочным швом» (бельевым), характерным для кроеной одежды. Кусок ткани подогнут на 2 см, затем собран в мелкую сборку и прошит в месте сгиба несколькими параллельными швами в технике «назад иглой».

Ответов - 5

Эллана: Одежда Характерной особенностью древнерусской одежды было то, что костюм у различных сло-ев населения отличался преимущественно количеством и разнообразием предметов и ма-териалов, в то время как покрой отдельных составлявших его частей был одинаков. Кре-стьянин, горожанин и феодал носили одинаковые по покрою рубахи, но у последнего ру-баха была из тончайшей (шелковой или шерстяной), зачатую привозной ткани. Так же для знатных мужчин и женщин была свойственна многослойность, т.е. ношение одновремен-но нескольких одежд. Но даже у небогатых горожан одежда подразделялась обычно на три категории: рабочая одежда (в большинстве случаев это было старое, «ветшаное» пла-тье), одежда будничная и праздничный, парадный костюм. На средневековых изобрази-тельных источниках люди традиционно изображались в нарядных, парадных одеждах, даже если по сюжету они выполняли тяжелую работу И так начнем по порядку: Рубаха, сорочица - главный (иногда единственный) предмет одежды из полотна, тонкой шерсти, шёлковых материй. По покрою - туникообразная (из одного полотнища), клино-образные вставки расширяют подол, ромбические ластовицы в области подмышек; рукава - узкие, длинные; вырез ворота - круглый, или четырёхугольный, а разрез на нём либо "прямой" (посередине груди), либо, реже, "косой" (на левой или правой стороне груди). По мнению этнографов, разрез, идущий от ворота, первоначально делался посередине груди у всех трех восточнославянских народов, лишь у русских впоследствии распростра-нилась косоворотка. В то же время, воротники с асимметричной застежкой реконструи-руются по материалам женских и мужских погребений Суздальского некрополя 2 полови-ны XI-начала XII вв. Подобное оформление выреза горловины наблюдается по материа-лам как женских, так и мужских погребений Верхневолжья X-XIII вв. Возможно, конст-рукции женских и мужских рубах в то время не имели больших различий. К XI - нач. XII в., количество косовороток возрастает до 31%. В остальных случаях, где подобной закономерности в расположении пуговиц не наблюда-ется, можно предположить наличие широкого выреза горловины, не требовавшего разреза и застежки, но не исключая и уже описанного с разрезом. Все рассмотренные варианты являются элементами одежды глухого покроя. Таким образом, число реконструкций рубахи с асимметричным (или по центру) разрезом по горловине, воротником с застежкой на 1-5 пуговиц, по материалам погребений Верхне-волжья, возрастает к кон .XI - нач. XII в. Можно высказать предположение, что в это вре-мя происходило формирование и распространение традиционной рубахи с разрезом по горловине и воротником, застегивающимся на пуговицы, в том числе и рубахи-"косоворотки". a) мужская – до колен (иногда ниже); носили навыпуск, подпоясывая узким ремнём (с металлическими пряжкой и бляшками) или тканым шнурком (возможно, с кис-тями); ворот, подол, края рукавов могли украшались вышивкой или тканой тесь-мой b) женская – до ступней (до полу – отсюда «подол»), но могла быть и до икр; Нужно отметить, что рубахи никогда не шились в обтяжку; крой всегда был свободным, и рубаха всегда подпоясывалась. Рукава делались довольно длинными (до первой фаланги большого пальца - на мужских рубахах) и узкими. Для того, чтобы рукава могли двигаться свободно, в подмышку вшивали ластовицу - кусок прямоугольной ткани. Рукава женской рубахи могли достигать удивительной длины. Такие рукава собирали кра-сивыми складками по руке, и схватывались у запястья узорчатыми зарукавьями. В женских погребениях Верхневолжья зафиксированы случаи украшения браслетами обе-их рук (11% погребений). Интересно отметить, что, встречаются однотипные, "парные" браслеты (например, по 2 бронзовых). Обращает на себя внимание их небольшой диаметр (5-7см). Таким образом, они при надевании слегка разгибались и достаточно плотно при-легали к руке. В ряде случаев с их внутренней стороны найдены остатки текстиля от ру-кавов. Приведенные факты дают возможность предположить, что в таких случаях брасле-ты не только являлись украшением, но и могли придерживать на запястьях длинные или широкие рукава. Рубаха с длинными рукавами, закрывающими кисть руки, просущество-вала до начала ХХ в. и была характерна для многих областей России. Вероятно, изучен-ные нами комплексы с "парными" браслетами можно также связывать с этим типом одеж-ды. Более того, если мы взглянем на Рязанские браслеты XII – XIII в., то увидим женщину именно с длинными рукавами. Штаны – видимо были как нижние, так и верхние. a) Нижние дополняли нательную одежду мужчин. Могли быть как широкими, так и узкими. Проблема реконструкции данного элемента одежды заключается в отсут-ствии каких либо археологических материалов, да и изобразительные источники относятся к 14 и далее веку. Штаны либо подпоясывались тканым поясом, либо за-вязывались на узел. b) Верхние судя по различным изображениям, были неширокими, довольно ясно об-рисовывали ногу. Длина - о ней судить трудно, так как носили их только заправленными в голенища сапог или онучи(обмотки), но ясно, что они всегда были ниже колен. Свита – наиболее раннее изображение свиты мы можем видеть на изображении семьи Святослава из «Изборника Святослава» 11в. Далее древнерусские изображения XI-XIV вв. дают массу примеров свидетельствующих в пользу популярности Свиты. Например, чело-век, седлающий барса. Фрагмент архитектурного декора Дмитриевского собора во Влади-мире, конец XII - начала XIII века; сцена охоты. Фрагмент архитектурного декора в Геор-гиевском соборе в Юрьев-Польском, конец XII - начала XIII века; инициалы «К» и «Х» из новгородской псалтири, XIV век Для свиты характерны: а) приталенный верх; б) отрезной низ уложенный в складки. (Могла быть и цельнокроеной) в) длиной до колена или ниже г) вертикальный разрез на груди, застёгивающийся на пуговицы. Застегивалась свита при помощи парных петель – «разговоров» (найдены шелковые и золототканые). (На некоторых источниках отсутствуют) Нельзя считать свиту исключительно мужским видом одежды, возможно под та-ким названием встретить и женское верхнее платье. Женское верхнее платье - как известно, изобразительный материал дает два основных типа покроя женской одежды. К первому типу относятся платья прямого покроя, перехваченные у талии поясом. Рукава одежды могли быть широкими (виден узкий рукав нижней рубахи с зарукавьями). Верхнее платье немного короче (где-то на 15-20 см) и виден край нижней рубахи. Платья второго типа были прямыми, с узкими рукавами, заканчивающимися зару-кавьями. Исходя из изобразительных источников, платья либо подпоясывались, либо бы-ли приталены. Отдельно надо выделить платье из Изяславля, которое, судя по всему, до колена и с короткими рукавами. Суздальские фрагменты одежды интерпретируются как платье сарафанного типа. Плащ - поверх свиты в холодную погоду надевали войлочный плащ или шерстяную оде-жду плащевидного типа. Из письменных источников нам известно множество названий плащей (корзно, коць, волота, мятль) покрой которых неизвестен, и вызывает постоянные споры. Реконструировать плащевидную одежду приходится опять таки по изобразитель-ным источникам. Плащ мог быть как на подкладке, так и на меху. Носили как женщины, так и мужчины. NB! Не делайте плащ из цельного полотна с шириной 1,5 м, Меховая одежда – другой теплой одеждой в означенный период был кожух из меха жи-вотного. Рядовые горожане носили нагольные (мехом внутрь) овчинные кожухи. Люди богаче шили кожухи из дорогих мехов, покрывали с лицевой стороны дорогой материей. Сперто из: Дальневосточный форум исторической реконструкции, Форум Наследие Предков Ткани ХII - начала ХШ в. Из Суздаля М. Л. Сабуровой Детали покроя древнерусской одежды по материалам погребальных памятников Верхневолжья Степанова Ю.В.

Эллана: Одежда славян IX-XII вв. http://www.rus-druzhina.ru/advices/dress.php Категорически рекомендуется к прочтению

наталья:


Эллана: Что бы этот жест мог значить?

Лада: Люди добрые, а не съездить ли в исторический музей в Москву и посмотреть зал древнерусская цивилизация и все костюмы как на ладони, а печатают перепечатки с др. сайтов, хоть бы уж переносы среди строк убрали, выдают еще за свои перлы, некрасиво! Можно найти сайт Музей цивилизаций, тоже есть, что полезное. А главное, что, если вы не так сошьет, что будет - славянином не станете, вот чушь! Одевайте костюмы в которых Вам удобно, настроение отличное, и будет и здоровье, и удача, и счастье, и другим такое же желать будете! А легенд никаких придумывать не надо, мы на своей земле! С уважением, Лада.



полная версия страницы